Полвека великая русская актриса Зинаида Шарко остается ярчайшей звездой театрального небосклона Северной столицы.
Имя Зинаиды Шарко стало широко известно после первой же ее роли на сцене Большого Драматического Театра, куда она поступила в 1956 г., окончив Ленинградский Государственный театральный институт имени А.Н.Островского (класс Б.В.Зона) и успев поработать в нескольких городских театрах (в том числе в театре имени Ленсовета, который тогда возглавлял Н.П.Акимов). Студентка Раиса Ковригина из пьесы Н.Винникова "Когда цветет акация" в постановке возглавившего БДТ молодого режиссера полюбилась публике и привлекла внимание критики, очарованной сценическим обаянием актрисы, ее темпераментом, смелостью, выразительностью, чувством юмора.
От роли к роли раскрывалось многообразие актерских возможностей Зинаиды Шарко, глубина и диапазон ее драматического дарования. Убежденная мещанка Леночка в пьесе В.Розова "В поисках радости", самоотверженная любящая Тамара в незабываемых "Пяти вечерах" А.Володина, девически светлая и сильная Катя Редозубова в "Варварах" М.Горького, отчаянно-смелая Женщина в "Не склонивших головы" Н.Дугласа и Г.Смита, чеховская Ольга, ощущающая себя "капитаном тонущего корабля" в "Трех сестрах", изящная и лукавая Ева в "Божественной комедии" И.Штока, внешне благополучная, но несчастная в любви Шеметова в "Сколько лет, сколько зим!" В.Пановой; скромная, славная, некрасивая Лиза Хренова в "Традиционном сборе В.Розова, смешная, но полная внутреннего достоинства и с богатым жизненным опытом Эржебет Орбан в "Кошки-мышки" И.Эркеня, эстетствующая поэтесса Калерия в "Дачниках" М.Горького, мудрая старуха Анна в инсценировке повести В.Распутина "Последний срок", умная, добрая, благородная сердцем и чистая душой Элене в "Мачехе Саманашвили" Д.Клдиашвили - всего сыграно более ста ролей. Техническое мастерство и ярко окрашенная индивидуальность делали каждый сценический образ абсолютно достоверным, узнаваемым, и в то же время для каждой роли актриса отыскивала и продолжает находить новые, одной ей присущие средства театральной выразительности. Наряду с большими ролями актрисе всегда блестяще удавались и роли эпизодические: в "Жестоких играх" А.Арбузова Шарко играла мать Нелли - всего нескольких минут было достаточно, чтобы обрисовать всю биографию женщины и передать драму матери, теряющей чувство доверия у любимой дочери.
В 1979 г. З.М.Шарко было присвоено звание народной артистки РСФСР.
Тридцать три года З.М.Шарко проработала с Георгием Александровичем Товстоноговым. Актриса Зинаида Шарко была в полном смысле единомышленником выдающегося режиссера и своим искусством во многом определяла творческие принципы БДТ. Не случайно воспоминания о Мастере Зинаида Максимовна назвала "Мое счастье".
Преданность театру и чувство достоинства препятствовали подлинно народной актрисе Шарко стать достоянием массового зрителя. Не просто складывались ее отношения с кинематографом. Знаменитый фильм Киры Муратовой "Долгие проводы" (1971), запечатлевший удивительную индивидуальность актрисы и открывавший отечественному зрителю новые горизонты кинематографической реальности, многие годы "пролежал на полке", не будучи допущен в прокат. Поклонники творчества выдающейся театральной актрисы рады были коротким встречам с ней на телеэкране в фильмах "Фантазии Фарьятьева" (1980), "Формула памяти" (1983), "Арифметика убийства" и др. На IX-ом кинофестивале "Кинотавр" 1997 г. актриса была удостоена Приза за лучшую женскую роль (фильмы "Сочинение ко Дню Победы" и "Цирк сгорел, и клоуны разбежались"). Фильм с участием знаменитой театральной актрисы "Луной был полон сад..." режиссера Виталия Мельникова пользуется неизменным успехом у зрителей всех возрастов и получил всевозможные награды на киносмотрах (Приз за актерский ансамбль последнего XXII МКФ в Москве, лучшая женская роль на IX Фестивале кино Стран СНГ и Балтии).
Неустанный творческий поиск и смелость привели актрису в петербургский театр "Приют Комедианта". В 1994 году в этом небольшом театре вместе с народным артистом России Александром Демьяненко Зинаида Максимовна сыграла представительницу современного "дна" в спектакле Юрия Томошевского "Владимирская площадь" по пьесе Л.Разумовской. Затем была роль Кормилицы в "Антигоне" Ж.Ануя и спектакль "Очам души твоей…" по письмам, "поэзам" и "романсам" Игоря-Северянина.
Оставаясь в коллективе ГАБДТ им. Г.А.Товстоногова, актриса выступает с чтением стихов на эстраде, снимется в кино и на телевидении, участвует в оригинальных театральных проектах. В последние годы творческая жизнь ставшей легендой нескольких поколений актрисы обрела как бы "второе дыхание". В 1997 году Виктор Минков предложил Шарко роль в спектакле "Она бросает вызов…" по пьесе Дж.Маррелла "Смех лангусты", героиня которого - актриса - бросает вызов всему: людям, которые пытались греться в лучах ее известности, болезням, возрасту и даже собственной бессмертной славе. Так на подмостках "Приюта..." произошла встреча двух "великих легенд театра": Зинаида Шарко играет Сару Бернар. Затем последовали новые "антрепризные" предложения: режиссер Борис Мильграм ангажировал на роль в "Старой деве" (по пьесе Л.Птушкиной), Вячеслав Долгачев включил в число театральных "звезд", играющих в его спектакле (по пьесе Д.Вогел) "Голубки" представительниц древнейшей профессии. Одна из самых интересных новых работ актрисы в театре - роль Цыганки Татьяны Демьяновой в спектакле Геннадия Тростянецкого "О вы, которые любили…", посвященного памяти А.С.Пушкина.
В октябре 1997 года З.М.Шарко присуждена премия имени К.С.Станиславского за выдающийся вклад в развитие российского театрального искусства.