Васильев Алексей Леонидович
Васильев Алексей Леонидович родился 19 марта 1922 года в Петрограде. Поступил в Ленинградский кораблестроительный институт в 1941 году, в блокаду работал санитаром в госпитале, учеником-водопроводчиком на заводе № 218.
С марта 1942 г. по май 1946 г. служил в Советской и Польской армиях.
В 1952 году окончил институт, в 1959 году получил ученую степень кандидата наук, в 1983 году - доктора наук. В 1998 г. присвоено звание "Заслуженный деятель науки РФ".
С 1984 - профессор кафедры конструкции судов.
А.Л. Васильевым опубликовано 15 монографий (4 - в соавторстве), 7 учебных пособий, около 130 научных статей, получено 15 авторских свидетельств и патентов.
Многократно отмечался грамотами ЛКИ-ГМТУ, благодарностями, занесением на доску Почета, награжден знаком "За заслуги в стандартизации", "Золотым знаком Общества польско-советской дружбы", отмечен грамотами и дипломами НТО "Судпрома", Почетной грамотой Минвуза СССР, имеет благодарности Министра Минвуза СССР.
Награжден орденом "Отечественной войны" 1-й степени, двумя медалями "За отвагу", медалью "За трудовое отличие", одиннадцатью другими медалями, двумя орденами и четырьмя медалями ПНР.
По договорам с промышленностью (ГП "Адмиралтейские верфи", АО "Северная верфь", ЦНИИ технологии судостроения, ЦКБ "Балтсудопроект", ЦНИИ "ЛОТ", ГСПИ "Союзпроектверфь", ЦКБ "Восток", Морской Регистр судоходства РФ и др.) под руководством А.Л. Васильева выполнено более 40 работ.
Основные направления:
- Экспериментальные и теоретические исследования прочности узлов и перекрытий судового корпуса.
- Разработка нормативных материалов - разделов Правил Регистра, отраслевых стандартов, отраслевых руководящих материалов по проектированию конструкций, обеспечивающих высокий уровень технологичности.
- Разработка концептуальных и программных положений отраслевой стандартизации на базе модульного принципа проектирования и постройки судов транспортного флота.
- Последнее десятилетие А.Л. Васильев очень серьезно занялся проблемой выживания человечества и, главным образом, населения России в условиях политических и социальных вызовов XXI века, придерживаясь позиций, требующих от стандартизации не только нормирования определенного уровня параметров жизни (чистоты воды и воздуха, уровня шума, качества продуктов питания и т. п.). По его мнению, стандартизация должна служить формированию философии качества жизни, вырабатывать и поддерживать сохраняющие реакции, обеспечивающие возможность самой жизни. В 2003 г. вышла книга Васильева: "Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация".
- Теория проектирования конструкций - по этой проблеме опубликованы статьи постановочного и философского характера о месте науки о конструкции корпуса в системе наук о судне, о построении кибернетической модели корпуса, о проектировании конструкций как управляемом процессе, характеризуемом алгоритмом, объектом, целью и обратными связями, работы об оптимальном проектировании конструкций.
- Проблемы подъема затонувших объектов.
В 90-х годах в СПбГМТУ развернута большая госбюджетная работа: "Комплекс подъема затонувших объектов". А.Л. Васильев все годы был заместителем научного руководителя. Работа обеспечила научный прорыв СПбГМТУ в этой малоисследованной области и позволила создать серьезный научный задел.
В 1994-1995 гг. А.Л. Васильев был научным руководителем выполняемой по заказу МЧС темы "Проект подъема ВСК АПЛ "Комсомолец" методом, предложенным вице-адмиралом Е.Д. Черновым".
В 1995 г. А.Л. Васильев по приглашению Балтийской экологической ассоциации "Baltic- ECO" выступал с сообщениями в Польше и Швеции на тему КПЗО - 1500/300 - проект системы для очистки Балтики от затонувших и затопленных судов и кораблей и химического оружия. Предложения ГМТУ по этому проекту переданы для рассмотрения в Министерство науки.
В 2000 г. под руководством А.Л. Васильева был выполнен (на уровне технического предложения) проект подъема АПЛ "Курск". Выполняя эту работу, СПбГМТУ надеялся, что предложения Университета будут рассматриваться как альтернативные, но на обращение СПбГМТУ в Правительственную комиссию реакции не последовало. Если бы проект был реализован, для подъема очередной, затонувшей в 2003 г., подлодки (К-159) не пришлось бы начинать все сначала.
C 1959 г. Васильев А.Л. читает курс лекций по конструкции корпуса судов на вечернем и дневном факультетах. Для чтения новых разделов курса проектирования судовых конструкций приглашался в родственные вузы в стране и за рубежом. В 1993г. по приглашению Царицынского православного университета принимал участие в разработке концепции и учебного плана новой инженерной специальности: "Системное проектирование благодатных изделий и технологий".
В 1969-1970 годах работал заведующим кафедрой судостроения во ВМЕИ (Варна), занимался совершенствованием судостроительного образования Болгарии.
Инициатор и научный руководитель Всесоюзных молодежных Школ по модульному судостроению (первая "Модуль-87" на базе судостроительного завода "Балтия" в г. Клайпеде, вторая "Модуль-89" - на базе судостроительного завода "Залив" в г. Керчь), научный руководитель 1-й международной Школы - семинара в 1988 г. в Болгарии, семинара по модульному формированию судовой техники в 1989 г. в Польше.
Длительное время был членом секции "Общие основы унификации" НТС Госстандарта СССР, научным руководителем Рабочей группы "Модульное судостроение" секции "Судостроение" НТС Минвуза СССР. В 1982 году по его инициативе проведена первая Всесоюзная конференция "Проблемы модульного судостроения (Модуль-82)", получившая большой научный резонанс.
В 1994 г. - заместитель председателя Оргкомитета первой Всероссийской конференции "Научно-технические проблемы создания средств подъема и утилизации затонувших объектов".
Мастер спорта СССР по туризму. Заслуженный путешественник России.
назад
наверх
первая страница
поиск
английская версия
|