Добро Пожаловать в Санкт-Петербург
 
 
Статья Зевельт Елены Николаевны

УВИДЕТЬ ПАРИЖ - И УМЕРЕТЬ!
УВИДЕТЬ ПЕТЕРГОФ - И ВОСКРЕСНУТЬ!


   У виноделов есть изречение: "Виноград должен выстрадать свое вино". Это значит, что самые роскошные и дорогие вина рождаются из винограда, растущего на скудных почвах и в плохих климатических условиях, когда лоза борется за жизнь и побеждает в этой борьбе. Невольно на ум приходит аналогия с Россией. После 10 лет страданий, борьбы и поисков страна сначала вернулась к истокам своих старинных традиций и духовности, творчески их осмыслила и совершила новый прорыв в будущее. Ярким примером этого могут служить праздники в Петергофе на Главном Каскаде, в которых как нигде слиты в едино наше прошлое, настоящее и будущее.
   Петергофские парки, фонтаны, каскады были созданы в лучшие "звездные" часы для России, когда в архитектуре царило барокко, Петр I открывал "окно в Европу", зарождалась новая эстетика Петровских ассамблей и праздничных гуляний, новые российские традиции, которые на протяжении 3 веков сохранялись и передавались из поколения в поколение.
   12 июня 1995 г, после длительной реставрации, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак открыл и благословил возрожденный, оживший и сверкающий Большой Каскад во флере музыки, старинных костюмов, танцев и прекрасных голосов солистов. Большой Каскад в золотом почти мистическом сиянии статуй, мелодичное журчание ниспадающей воды и ветер с Финского залива диктуют свои правила и законы проведения праздников. Представления должны соединять в себе элегантность петровской эпохи, торжественность барокко и интеллектуальность 21 века. Классическая музыка должна сочетаться с классическим и историческим балетом, с блестящими голосами исполнителей. Режиссер подобных представлений не может не обладать глубокими знаниями конкретной исторической эпохи, танцев, костюмов. Каждый праздник должен иметь свое лицо, свой оригинальный сценарий. И режиссура заключается не только в воплощении в жизнь этого сценария, но и в искусстве гармонично соединять архитектуру, золотые статуи, музыку воды, музыку оркестра с нежнейшими вибрациями голосов солистов, благородными плавными движениями балета, а вечерами со цветомузыкой больших и малых прожекторов, в свете которых то рождаются, то умирают звезды фейерверка.
   Для режиссера терраса Большого Каскада - это его сцена, его великие подмостки. С мая по конец сентября зрители могут увидеть "День открытия фонтанов", "День Петергофа", праздник, посвященный любимой левретке Екатерины II - Земире, праздник "Возрождение фонтана Самсон", праздник Российского Флага, романтический и загадочный "Осенний бал фонтанов". И завершает сезон церемония "Закрытие фонтанов" - сверкающий "черный бриллиант" в короне праздников Петергофа.
   Праздники, задуманные еще Петром I, талантливо воплощаются в жизнь благодаря усилиям творческого коллектива заповедника "Петродворец" под руководством В.В. Знаменова, Ю.В. Таннера и бессменного главного режиссера праздников В.В. Соколова. В последние годы все больше и больше петербуржцев и гостей города приезжают в Петергоф не просто посмотреть на фонтаны, но и услышать великолепные концерты и увидеть феерические шоу.
   В этом году ночное действо "Осеннего бала" фонтанов 22 сентября, впервые за 8 лет, прошло без участия режиссера Соколова, который в это время был занят организацией другого городского мероприятия "Праздника хлеба", что, к сожалению, привело к резкому изменению эстетики шоу, нарушению музыкального и цветового ряда, в которых временами появлялись трагические и даже демонические ноты, особенно при появлении фигур в черных плащах. И невольно возникал вопрос: "А Петергоф ли это?" Конечно, каждый художник имеет право на эксперимент. Но правомерны ли такие эксперименты в Петергофе?
   Финальный могучий фейерверк по своему великолепию превосходил подобный праздники в Версале. Невозможно найти точные и простые слова для описания. Это было рождение новой вселенной, сверкающая россыпь бриллиантов голубых, розовых и цвета "шампань". Но, увы, если искусство - это тысячеступенчатая лестница в небо, то в этот раз она оказалась короче на несколько ступенек. Ведь не всегда смена эстетики и замена режиссера - это победа нового над старым! "Виноград должен выстрадать свое вино".
   И хочется верить, что Петергофский каскад всегда будет не только вдохновлять и радовать петербуржцев и туристов своими грандиозными праздниками, но и бережно сохранять в целостности свой творческий коллектив, содружество художников, для которых каскад стал не только работой, но и делом жизни. И тогда каждый человек, волей судьбы попавший на праздник, к крылатой фразе "Увидеть Париж - и умереть" добавит слова "Но увидеть Петергоф - и воскреснуть".

 

назад наверх первая страница поиск английская версия
Просмотр личностей по рубрикам
Общий список личностей
Почетные граждане города
Питерцы в мире
Нобелевские лауреаты
Питерцы в столице
Питерцы в веках
Ссылки на другие ресурсы
Информация о проекте
Отзывы о проекте
Контактная информация

«Похождения либреттиста»

Книга
Юрия Димитрина

Колонка Редактора

Помандрес
Владимира Шали


Наша реклама

Администрация Санкт-Петербурга

Web-услуги в Санкт-Петербурге


1998-2013 © Агентство "Информационные ресурсы"