Добро Пожаловать в Санкт-Петербург
 
 


    Временами меня нет-нет да посещает злодейка мысль о том, что мне повезло больше, чем его близким друзьям. Просто я наблюдал за ним дольше многих.
    Мы познакомились в 1985 году в аспирантуре Театрального института и уже через несколько дней фланировали по Моховой, засыпая друг друга именами кинознаменитостей. Между нами было, что греха таить, очень мало общего, но все-таки имело место одно, связывающее покрепче любого каната. И он, и я были самыми что ни на есть завзятыми синефилами.
    Следует понять, что это такое с учетом советской действительности середины 80-х. Синефил - это просто-напросто кинозритель, нуждающийся в продолжительном ухаживании за десятой музой. Или в частом сидении в темноте кинозала, если хотите. В те времена видео еще играло с истинными поклонниками кино в прятки, оставаясь забавой людей-призраков, а репертуар кинотеатра "Спартак" еще не произвел той революции в умах, что сформировала позднее армию завсегдатаев этой Мекки синефилов. Другими словами, тогда никто еще толком ничего не видел, но нельзя и утверждать, что все мы жили одним лишь ожиданием перемен к лучшему. В те времена киноманы (они же - синефилы) занимались интенсивным обменом маловразумительной информацией. Кто-то где-то что-то посмотрел, кто-то безбожно врал или ссылался на рассказ мифического очевидца, кто-то устанавливал рекорды по количеству просмотров всякого киномусора, ну а кто-то сразу же становился непререкаемым авторитетом, которому внимали почище любого гуру.
    Сразу же подчеркну, что Сережа мгновенно превратился в одного из жрецов храма "Спартак" и его окрестностей. Он моментально привел в чувство "говорунов", использовав простой и убийственный довод: о кино не только говорят, кино не только смотрят, но о кино можно еще и прочесть - о нем много пишут. И пишут, надо сказать, неплохо. Поэтому причитания типа "Коппола - это голова!" еще не свидетельство компетентности.
    Возможно, сегодня ориентация киномана на чтение кому-то покажется банальностью, но тогда слова Сергея прозвучали как гром среди ясного небе. Через некоторое время вокруг него стали собираться пугливые стайки неофитов, делящихся соображениями об увиденном и прочитанном, а по рукам туда-сюда заходили номера "Искусства кино" и альманаха "Киносценарии".
    Сергей никогда не скрывал своей приверженности отечественному кино (и это в цитадели-то истовых "зарубежников"), порой демонстративно появляясь на "мертвых" сеансах советской классики и так же парадоксально покидая битковые с западной. В этом не было особой позы, поверьте, так как через некоторое время объяснение было найдено: Сергей смотрел зарубежные фильмы в других местах. Он был вхож в Дом кино, а также посещал таинственный киноклуб в ЛГУ, где время от времени показывали западные шедевры без перевода на русский. Кстати, там я и познакомился с его новым приятелем, совсем молодым тогда Мишей Трофименковым (известнейшим ныне кинокритиком), который переводил нам на ухо фильмы Шаброля. Чуть позже я был посвящен в еще одну синефильскую тайну Сергея. Оказывается, он многое смотрел в секторе кино НИО ЛГИТМиКа на Исаакиевской площади. Благодаря его протекции в этом кинозале не раз побывал и я, по ходу познакомившись с очень многими талантливыми молодыми учеными. Сегодня я прихожу к выводу, что Сергей открыл передо мной многие двери не случайно. Видимо, в прогулках по Моховой и в долгих беседах о кинопристрастиях я сдал ему своего рода экзамен.
    В награду он достал из-за пазухи свой главный козырь - сказал, что знает, где можно смотреть видео, причем каждый раз - на радость приглашающей стороне! И как он умудрился догадаться, что я знаю, где достать кассеты с достойными фильмами?! Заметьте, шел 1987 год, а стало быть, случившееся было сродни киноэтюду под названием "Чудо на Моховой улице". С этого момента у нас с Сергеем началась жизнь героев-подпольщиков, вынужденных скрывать свою тайну от товарищей по партии имени "Спартака", так как "явочная" крошечная квартира не выдержала бы третьего.
    Осенью 1987-го мне удалось организовать видеолекторий в одном из ПТУ, и мы потихонечку перебазировались. Любопытно, что программу приходилось вести по комсомольской методике: каждый фильм предварялся и завершался текстом об "их нравах", сомнительные сцены проматывались и все такое прочее. Выход нашел Сережа. Решив укрепить мой авторитет в глазах власти, он провел в клубе несколько образцово-показательных лекций.
    "Какой умный молодой человек!" - восклицали члены партбюро ПТУ и наблюдатели из райкома комсомола, когда, уми-ротворенные, покидали лекцию о творчестве Александра Птушко, которую иллюстрировало что-то вроде "Кошмара на улице Вязов". Сергей приходил в клуб постоянно, но я довольно скоро почувствовал, что ему начинает приедаться из раза в раз повторяющаяся форма наших мероприятий. И в один прекрасный день он призвал прекратить пялиться в телевизор. "Давайте смотреть кино в его первозданном виде!" - и увлек всех нас в свой собственный лекторий, базировавшийся в кинотеатре "Планета". До сих пор теряюсь в догадках, почему я ничего не знал о том, как, например, на последнем, десятичасовом сеансе при переполненном зале Сережа читал лекцию о Билли Уайлдере и представлял фильм "Свидетель обвинения". Признаюсь, я был несколько посрамлен масштабом происходящего - а Сергей вскоре передал ведение этого лектория... мне! Сам же продолжал идти семимильными шагами по дороге профессиональной кинокритики и журналистики.
    Прошло два года. Я стал ощущать, что киноклубов и кинолекториев в моей жизни уже предостаточно, но ясной альтернативы, увы, не было. Не было, пока в моем существовании снова не появился Сергей. Который предложил вести одну из постоянных рубрик ленфильмовской газеты "Кадр", куда, кстати, уже успел меня порекомендовать. Я несколько опешил, так как имел в своем активе лишь пару статей для "Кинонедели", да и то написанных в соавторстве. А тут сразу же постоянную рубрику! Однако Сережа обладал удивительным умением снимать столбняк с некоторых перезрелых киноманов, стесняющихся "этакой невидали". Более того, первая же моя проба пера в "Кадре" соседствовала с его собственной рецензией. Я безмерно рад и благодарен Сергею, что все так получилось, - ведь затем было и приглашение к сотрудничеству с журналом "Сеанс", было и благословение на работу над книгами, которые он в некотором смысле разрешил написать после преодоления им же выстроенных препятствий. Было и самое главное. Были слова, когда-то сказанные мне в шутку Сережей. "Знаешь, Львович, - говорил он, - оставь кинокритику мне и "Сеансу", а сам постарайся высоко нести знамя советского киноведения!" Я изо всех сил стараюсь следовать завету этого человека, который обладал удивительным умением знать о тебе все, не спрашивая.
   

Алексеи ДУНАЕВСКИЙ,
    автор и ведущий
    программ кино, радио "Европа плюс"
    "Вечерний Петербург", 26 января 1999

   Сергей Добротворский

 

назад наверх первая страница поиск английская версия
Просмотр личностей по рубрикам
Общий список личностей
Почетные граждане города
Питерцы в мире
Нобелевские лауреаты
Питерцы в столице
Питерцы в веках
Ссылки на другие ресурсы
Информация о проекте
Отзывы о проекте
Контактная информация

«Похождения либреттиста»

Книга
Юрия Димитрина

Колонка Редактора

Помандрес
Владимира Шали


Наша реклама

Администрация Санкт-Петербурга

Web-услуги в Санкт-Петербурге


1998-2013 © Агентство "Информационные ресурсы"