Андреев
Сергей Юрьевич
Писатель.
Родился в 1954 году в Ленинграде. По окончании Ленинградского Государственного университета вел исследования в институте Академии Наук СССР, а после защиты кандидатской диссертации пять лет работал в системе нефтегазового комплекса Западной Сибири, на Крайнем Севере, изучая структуру управления промышленностью и экономикой. Итогом стали вызвавшие серьезный общественный резонанс статьи «Причины и следствия» (1988 г.) и «Структура власти и задачи общества» (1989 г.). Впервые на серьезном научном уровне было доказано существование нового общественно-политического класса: производственнно-управленческого аппарата, чьи интересы существенно расходились с общенародными. Представление об этом классе, сопровождавшееся экономическими расчетами, приводило к выводу о финансовом и политическом крахе существовавшей в то время системы. Прогресс экономики должен был смениться ее регрессом на границе 1990 - 1991 годов. В то время ни о чем подобном не говорилось и не писалось. Бесславный крах перестройки, а затем позорный период правления Ельцина, если исходить из теории Сергея Андреева – закономерный итог, когда недопонимается главный мотив политических сдвигов: интерес бюрократии как класса. Сотни статей, опубликованных в прессе Сергеем Андреевым, предлагали конкретный механизм выхода из критических ситуаций. В качестве организатора Ленинградского Народного фронта и одного из лидеров Союза трудовых коллективов России, Сергей Андреев на практике реализовал многие из своих предложений. В том числе, благодаря его инициативе была в значительной степени смягчена приватизация «по Чубайсу», грозившая развалом промышленности и глобальной зависимостью России от индустриально развитых стран.
Как публицист Сергей Андреев начал выступать с 1985 года. Вначале были очерки в журналах, с развернутой панорамой экономических представлений о здравом смысле, который в России прокладывает дорогу исключительно силой. Характерно название одного из таких острых произведений середины 80-х, опубликованное в журнале «Урал» и посвященное нефтедобытчикам Западной Сибири: «Мы вращаем землю».
Одновременно проявился и художественный дар Сергея Андреева: увидели свет две повести («Стайер» и «Легко и красиво»), началась публикация в периодике коротких рассказов. В 1989 – 90 гг. вышли первые книги, где публицистика и научный подход переплетались неразрывно («Чрезвычайные люди» (1989) – о советских первопроходцах на тюменской земле, и «Один год из жизни страны» (1990), изданный в «Прогрессе» (перечень одних только названий цитированных источников составил здесь 70 страниц машинописного текста!)).
В 1992 году в Санкт-Петербурге опубликован первый роман Сергея Андреева – «Оборотень». Действие его разворачивается в застойный период – в 1977 году в Ленинграде. Мистическая составляющая, взаимоотношения мужчин и женщин, тоталитарная власть и борьба с нею «изнутри»: все это в детективной форме составило весьма необычный сплав. Еще более необычным, хотя и читающимся чрезвычайно легко, выглядит роман «Знак водолея» (1992). Судьба художника, который постепенно сходит с ума, не принимая уродующую людские души эпоху (заканчивающуюся со смертью Брежнева в 1982 году) – основа произведения. Но смысл романа далеко не исчерпывается неприятием искаженных истин, предательством любви или смертью героя: возникает объемная, полная страстей фуга тяжелого времени, исполненная множеством голосов и судеб. Эпоха проступает в романе в своем многообразии – сквозь дурное и хорошее, сквозь счастье и беду, рождая нарицательные, емкие образы.
Самым главным, наверное, является созданная Сергеем Андреевым совершенно особая манера письма: с виду мягкая, воспринимаемая как внутренний монолог читателя. Почти бытовой язык изложения прост и многообразен. Между тем, стоит начать произносить вслух диалоги героев, как становится ясно, что здесь – настоящая литература. В обычной жизни так не изъясняются. Именно подобная манера присуща книге коротких рассказов автора «Многоликое одиночество» (Санкт-Петербург, 1997). Короткие рассказы – самый трудный жанр, работать в котором можно, лишь имея к этому врожденный дар. Драматическое звучание почти каждой вещи в книге создает ощущение всеохватной грусти, в то же время оставляя надежду, что все может обернуться к лучшему – если захотеть.
В театрах Санкт-Петербурга идет спектакль, поставленный по пьесе С.Андреева «Двое в лифте», где жертва и палач в течение трех суток много раз меняются местами. Остросюжетный, глубокий по психологизму и философичности сценарий сталкивает мужчину и женщину, противоположным образом понимающих мир. Накал страстей достигается еще и за счет того, что один из двоих должен убить другого – выхода, казалось бы, нет… В чем состоит предназначение человека, мужчины и женщины? – этот вопрос Сергеем Андреевым ставится постоянно, и один из ответов на него дается в пьесе.
В 1999 году в Санкт-Петербурге издан четырехтомник Сергея Андреева, заканчивающийся романом «Двенадцать месяцев и весь мир. Притча о любви». Главный мотив отражен в названии. Любовь и творчество – две категории, питающие друг друга, как огонь и воздух. В романе показан тяжелый, изнурительный труд тех, кто ищет свой путь в искусстве и в собственной душе, чувствующей высшее предназначение. Это роман – о страсти на пределе возможного… Написано произведение все в той же, одновременно легкой для чтения и психологически глубокой манере, которую с уверенностью можно обозначить как «стиль Андреева».
В 1998 году Сергей Андреев защитил докторскую диссертацию по экономике и вновь стал депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В 2000 году он баллотируется на должность губернатора этого великого города.
Творчество – не менее важная часть его натуры, и в романах Сергея Андреева ничего нет о политике. Скоре всего, перед нами человек, одинаково способный реализовать себя в самых разных областях: науке, общественной жизни и в творчестве.
Из библиографии последних лет:
- Сергей Андреев. Набат. Не говорите потом, будто вы его не слышали! – М.: ООО «Издательство «Пионер», 2002.
- Андреев С.Ю. Истории о вашей любви. – СПб.: КАРО, 2002.
назад
наверх
первая страница
поиск
английская версия
|