ЦМКБ "Алмаз"
Федеральное государственное унитарное предприятие Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз".
ЦМКБ "Алмаз" ведет свою историю с 22 октября 1949 г., когда было создано СКБ-5 по проектированию катеров дальнего действия.
В 1956 г. приказом Минсудпрома СКБ-5 было реорганизовано в ЦКБ-5. В 1963 г. бюро переименовывается в ЦМКБ "Алмаз" и ему передается ЦКБ-19 с ленинградским Морским заводом. В 1970 г. на базе ЦМКБ было организовано производственно-техническое объединение "Алмаз" по созданию кораблей и судов с новыми принципами движения. С 1990 г., после реструктуризации объединения, ЦМКБ "Алмаз" работает самостоятельно.
С момента образования основными сферами деятельности ЦМКБ "Алмаз" являются проектирование скоростных ударных катеров, десантных кораблей на воздушной подушке, скоростных патрульных кораблей и катеров.
История развития отечественного катеростроения неразрывно связана с разработками ЦМКБ "Алмаз", а отдельные проекты бюро стали этапами в развитии мирового судостроения. Использование новейших научных технологий в сочетании с созданными в России высокоэффективными комплексами противокорабельного, противовоздушного и противолодочного ракетного оружия позволило "Алмазу" создать несколько поколений высокоэффективных катеров и кораблей.
В 1957 г. специалистами бюро был создан первый в мире ракетный катер. На основе опыта создания артиллерийских и торпедных катеров, построенных в СССР до и в период Великой Отечественной войны, "Алмаз" впервые в мире установил крылатые ракеты на скоростных катерах. Труд специалистов бюро по формированию концепции и созданию нового для мирового военного судостроения класса кораблей - ударных ракетных катеров - получил Ленинскую премию 1961 г. В 1969 г. было начато строительство семейства малых ракетных кораблей "Молния". Этот проект в наибольшей степени характеризует достижения бюро в развитии созданного в России класса военных кораблей.
С 1957 г. в СССР и за рубежом по проектам ЦМКБ было построено 386 скоростных ракетных катеров и кораблей трех поколений, существенно повлиявших на структуру флотов многих государств и продемонстрировавших на практике боевую эффективность.
ЦМКБ "Алмаз" - ведущая проектная организация в России, специализирующаяся на проектировании кораблей на воздушной подушке, проектирование которых ведется с 1954 г. С деятельностью бюро связана большая часть истории СВП в России. В 1988 г. был создан крупнейший в мире десантный корабль на воздушной подушке "Зубр". С 1969 г. российскому ВМФ было поставлено 90 катеров по восьми проектам. Катера нового поколения "Мурена", "Харза" и "Чилим" способны действовать и как грузовые, пассажирские, таможенные или патрульные катера.
Одно из главных направлений деятельности бюро - проектирование морских, прибрежных и речных патрульных катеров для ВМФ, пограничной и таможенной служб. В 1967 г. было начато массовое строительство сторожевых катеров проектов "Гриф" и "Тарантул" для морской пограничной охраны СССР и зарубежных государств. Всего за послевоенный период было построено более 450 патрульных катеров, включая 100 кораблей на экспорт в страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Из патрульных катеров нового поколения в составе морских пограничных сил России представлены проекты "Светляк", "Тарантул", "Мираж", "Мангуст" и "Ястреб".
В 1970-х гг. в ЦМКБ "Алмаз" был спроектирован и построен первый в мире ракетный катер с автоматическими управляемыми глубокопогруженными подводными крыльями "Ураган".
Сегодня в составе Военно-морского флота России служат уникальные для мирового флота ракетные корветы скегового типа "Бора" и "Самум", по праву считающиеся кораблями XXI века.
В 1999 г. был создан уникальный, не имеющий аналогов патрульный катер "Мираж", установивший мировой рекорд скорости в своем типе катеров водоизмещением 120 тонн. Размещенные на катере комплексы вооружения в сочетании с мореходными качествами (которые позволяют использовать это вооружение при волнении 4-5 баллов) позволяют катеру эффективно решать задачи по охране экономической зоны и территориальных вод, обеспечению таможенной и пограничной служб, борьбе с контрабандой, пиратством и морским терроризмом. Создание уникальной системы днищевых интерцепторов и семейства ракетных катеров нового поколения было удостоено премий Правительства РФ в области науки и техники за 1998 г.
В 1998 г. в состав ЦМКБ вошло Западное проектно-конструкторское бюро, и были продолжены работы по проектированию противоминных кораблей, спусковых, транспортных и специализированных доков, судов для освоения шельфовых месторождений. Принятая для решения новых задач программа развития бюро на период 1999 - 2003 гг. предполагает комплекс работ по поддержанию высокого профессионального уровня кадров, внедрению современных версий компьютерных систем проектирования, проведению международной сертификации действующей на предприятии системы качества и т. д.
К настоящему времени в ЦМКБ "Алмаз" разработан целый ряд проектов сверхскоростных автомобильно-пассажирских паромов для интермодальных перевозок в транспортном коридоре "Германия - Калининградская область - Ленобласть - Санкт-Петербург" в рамках концепции "Балтийский мост" и стратегического плана развития Санкт-Петербурга.
На семи зарубежных верфях и девяти судостроительных заводах России сегодня продолжается строительство катеров по проектам ЦМКБ; начинается реализация новых проектов: корвет 3-го поколения, "Скорпион", "Новик" и других. "Алмаз" по-прежнему сохраняет свои позиции ведущей в России организации по проектированию скоростных кораблей и катеров, по-прежнему вносит существенный вклад в развитие российского флота и сохранение его высокого статуса и по-прежнему реализует свой научно-технический потенциал, основанный на огромном опыте проектирования, строительства и испытаний кораблей, высокой квалификации специалистов, тесном сотрудничестве с верфями и ведущими исследовательскими центрами России и мира. В сегодняшнее непростое время ЦМКБ "Алмаз" сумел сохранить свою репутацию: "Первый остается первым!"
Начальником - генеральным конструктором ЦМКБ "Алмаз" является Шляхтенко Александр Васильевич.
Главным инженером ГУП ЦМКБ "Алмаз" является Александр Михайлович Лазарев.
За время работы А.М. Лазарев зарекомендовал себя грамотным, квалифицированным инженером, требовательным руководителем, отзывчивым товарищем.
Для А.М. Лазарева характерен широкий диапазон выполняемых работ. Хорошая практическая школа конструктора, пройденная в подразделениях Бюро и на заводах-строителях позволяют ему грамотно решать самые сложные технические и организационные вопросы в реализации стоящих перед Бюро задач.
Работая начальником отдела много сил и энергии отдал выполнению заказов: 1241-1, 1241-2, 1234Э, 1241РЭ, 1388Р, 1206Т. Участвовал в сдаточных испытаниях. Одновременно осуществлял руководство по разработке документации новых перспективных проектов: 12421, 12150, 12260.
А.М. Лазарев организовал первую в Бюро группу автоматизированного проектирования, а в настоящее время осваивается и успешно внедряется система автоматизированного проектирования на базе сетевых технологий для разработки конструкторской документации в едином информационном пространстве.
Особенно ярко проявился его организаторский талант в процессе объединения конструкторских Бюро ЦМКБ "Алмаз" и Западного ПКБ.
Неоценимы его заслуги в реализации контракта на модернизацию поставляемого на экспорт корабля проекта 1234ЭМ, а также в подготовке и заключении контракта на поставку на экспорт КВП 12322 "Зубр".
А.М. Лазарев обладает аналитическим складом ума, творческим подходом к решению технических задач, автор более 20 изобретений, внедренных в проектах Бюро.
Высокая инженерная эрудиция, неиссякаемая энергия стремления к новому, организаторские способности, личное обаяние и оптимизм позволили Александру Михайловичу завоевать авторитет и уважение как в нашем коллективе, так и в организациях промышленности, ВМФ и зарубежных фирмах.
Награжден медалью "300 лет Российскому флоту".
Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз"
196128, Россия, Санкт-Петербург, Варшавская ул., 50
Тел.: (812) 296-5502
Факс: (812) 293-4837
E-mail: almaz@mail.axon.ru
Фотоальбом ЦМКБ "Алмаз"
назад
наверх
первая страница
поиск
английская версия
|