Добро Пожаловать в Санкт-Петербург
 
 
Яхнин Рудольф Моисеевич

   График и живописец.
   Рудольф Моисеевич Яхнин родился 4 мая 1938 г. в Ленинграде. Скончался 27 августа 1997 г. в Санкт-Петербурге.
   В 1968 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академию художеств), графический факультет, мастерскую книжной графики у профессора М. А. Таранова. Член Союза художников СССР с 1972 года. Работал в издательствах Ленинграда, Москвы и других городов. Оформил и проиллюстрировал более 50 книг, главным образом на исторические темы.
   Большое место в творчестве Р. Яхнина занимает образ Петербурга XVIII века: строительство новой столицы на Балтике, создание русского парусного флота, первые победные баталии. Особым достоинством художника было глубокое знание исторического материала в сочетании со свободой фантазии, живостью и убедительностью. Реалии исчезнувшего быта переданы в гравюрах мастера с почти научной достоверностью. Вместе с тем, каждая его работа стала философским этюдом о драматических взаимоотношениях времени и материи, разума и стихии.
   Среди многочисленных авторитетных отзывов на творчество мастера особое значение имеет оценка всемирно признанного ученого и общественного деятеля академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В одном из недавних интервью Петербургскому радио он сказал: "Я могу назвать Рудольфа Яхнина в числе первых, кто достойно продолжает традиции классической школы. Его работы заслуживают не только европейского, но и мирового признания".
   В графике отдавал предпочтение технике линогравюры, в живописи писал акварелью и маслом (живописью занялся в конце 80-х годов).
   Участник многих групповых, городских, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. В Петербурге было 26 его персональных выставок, а также персональные выставки в других городах: Москве, Выборге, Ростове-на-Дону, Азове, Таганроге, Таллине, Севастополе. Участвовал в групповых выставках за рубежом: в Берлине (1980), Штутгарте (1991), Аальборге (Дания, 1995), Гамбурге (1995), Глазго (1996). Зарубежные персональные выставки - в Нидерландах: Вассенаар (1990), Нордвейк (1993); в Израиле: Иерусалим (1993); во Франции: Рошфор (1996); в Германии: Гамбург (1996).
   Работы художника хранятся в ряде музеев России, в том числе в Военно-морском музее и Музее Суворова в Санкт-Петербурге, а также в многочисленных частных коллекциях в России и других странах. В их числе Нидерланды, Италия, Германия, Израиль, США, Франция.

   Из устных воспоминаний Рудольфа Яхнина:
   - На защите диплома мой учитель, профессор Михаил Афанасиевич Таранов не пожелал мне ни успеха, ни наград, ни званий - всей этой шелухи, которая ничего не стоит по сравнению с самим искусством... Истинное наслаждение, просто счастье заниматься творчеством - это то, что я, слава Богу, еще, не утерял и постараюсь сохранить...
   - Играя, я начал рисовать... На моих детских рисунках, что интересно, были или танки, или трамваи. Танки - дань времени (шла война), а трамваи - наиболее яркое впечатление от улиц Ленинграда.
   - В десятилетнем возрасте меня потянуло рисовать. Самое смешное, что эти рисунки сейчас можно увидеть в Музее этнографии и Музее детского творчества...
   - Мои родители не особенно поощряли мои занятия. Считалось, что художники ведут богемный образ жизни. Но я продолжал рисовать и срисовывать. В конце концов, лет в 12 пришел во дворец пионеров... Там я начал писать акварелью...
   - Я заболел музеями. В 11 лет впервые побывал в Эрмитаже, потом - в Русском музее. Для меня это каждый раз было и остается чудом: бродить по этим залам, снова встречаться с картинами, которые я полюбил тогда...
   - Годам к 50 меня потянуло к живописи. Я живопись воспринимаю как музыку. Настоящая живопись производит на меня такое же чарующее впечатление...
   - Но у меня другие стороны в живописи, которые я стараюсь развивать. Это касается замыслов, быть может "сделанности" работы... Просто это ремесло, которое во многих западных странах, когда-то отличавшихся невероятными достижениями в живописи, утеряно, потому что свобода художника освободила его от той работы, которая достигается большим мастерством.
   - В последнее время у меня появился сюжет, которого нет, или почти нет ни у кого: захотелось придумать свой мир. И вот этот прекрасный мир я, не мудрствуя лукаво, назвал утопией... Но хочу изобразить его так, как будто бы он где-то существует. Иногда меня спрашивают: "А где это?". Здесь люди чувствуют себя безопасно и совершенно раскованно. Однако, природа как-то прорастает сквозь эти фантастические статуи и здания.
   - В этих утопиях нету ничего общего с той жизнью, которой мы живем.
   - Думаю, что одной из задач искусства является утешение людей, успокоение их.
   - Есть такой не очень известный художник конца XVIII века Гюбер Робер, у которого замечательные архитектурные фантазии... Это один из моих вдохновителей, хотя я ему и совершенно не подражаю.
   - Если в этой жизни я чувствую себя очень неуверенно, не занимаю никакого положения в обществе, то в своих работах я ощущаю себя творцом: я могу создать все, что мне подскажет фантазия. И хотя там все по определенным законам, но, с другой стороны, это как луч: начало у него есть, а в другую сторону он бесконечен. И мне кажется, так происходит и с фантазией художника.
   - Я хочу оставить хоть какой-то небольшой след в этом мире.


   Портрет - фото Ю. Г. Белинского (СПб).

   Фотоальбом Яхнина Рудольфа Моисеевича


 

назад наверх первая страница поиск английская версия
Просмотр личностей по рубрикам
Общий список личностей
Почетные граждане города
Питерцы в мире
Нобелевские лауреаты
Питерцы в столице
Питерцы в веках
Ссылки на другие ресурсы
Информация о проекте
Отзывы о проекте
Контактная информация

«Похождения либреттиста»

Книга
Юрия Димитрина

Колонка Редактора

Помандрес
Владимира Шали


Наша реклама

Администрация Санкт-Петербурга

Web-услуги в Санкт-Петербурге


1998-2013 © Агентство "Информационные ресурсы"