Добро Пожаловать в Санкт-Петербург
 
 
Музыка цельного человека

В декабре этого года секцией живописи Союза художников была представлена выставка работ Марины Бусаревой "Свистопляска".

"Свистопляска - древний по происхождению народный праздник, единственный по своей оригинальности и названию" ("Санкт-Петербургские ведомости", 1856 год).

Праздник Свистопляски проводился ежегодно в четвертую субботу после Пасхи. Существует легенда, по которой начало ему положило так называемое Хлыновское побоище. По преданию, в XIV-XV веках под укрепленными стенами Хлынова (Вятка) собрались жившие в краю инородцы, чтобы взять город. Не надеясь на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятичи перебили многих, и только утром узнали о своей ошибке: "Своя своих не познаша".

В память погибших на месте побоища поставили часовню, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду-поминовение. После чего начинался праздник Свистопляски...

В своих истоках праздник связан с древним культом земли, с обновлением и возрождением природы после зимы. Древность обряда видят и в том, что после поминовения обычно начиналось шумное веселье с песнями и плясками. Сочетание скорби и веселья, даже разгула, не вызывало осуждения и воспринималось как должное, как способ противостоять смерти и утвердить жизнь. В ритуал праздника входили традиционные кулачные бои, песни, пляски, свист, катание глиняных шаров с высокого берега Вятки. Здесь же продавались глиняные свистульки и шары - первые, архаичные виды дымковской игрушки.

Смех на празднике символизировал воссоздание жизни, свист считался средством отпугивания злого начала, близкое соседство воды имело очистительное значение.

Со временем праздник утратил свой обрядовый смысл и стал восприниматься как развлечение. Сложные древний обряд трансформировался в развлекательную ярмарку, но дал начало новому, удивительному искусству - дымковской игрушке, которую выставляли на продажу в окнах ярмарочных балаганов.

В Вятке всегда были широко развиты разнообразные ремесла: ткачество, кружевоплетение, гончарство, ювелирное дело, изготовление изделий из капа-корня, плетение, различные виды художественной обработки дерева - от резных и расписанных предметов утвари до домовых росписей, которыми вятские живописцы прославились по всему Северу и Уралу. В ряду этих видов местного народного искусства дымковской игрушке принадлежит особая роль.

Название "дымковская" игрушка получила в связи с основным местом ее производства, слободой Дымково, которая находилась на низком берегу Вятки. Изначально, когда праздник свистопляски подчинялся обряду, как говорилось выше, дымковская игрушка существовала в формах шаров и глиняных свистулек. Свист отпугивал злое начало, а катание шаров... Интересно, что этот обряд напоминал пасхальные игры - катание яиц по земле с холма. Яйцо было символом зарождения новой жизни, соприкосновение его с землей должно было пробудить землю от зимнего сна. Внутрь глиняных шаров клали горошины или косточки, такие же погремки появляются внутри высохших яиц.

Постепенно фигурки освобождались от остатков древнего содержания и обретали характер малой народной скульптуры, обогащались новыми темами и сюжетами, почерпнутыми из реальной жизни. Силуэт глиняной фигурки соответствует форме конуса-колокола, который, разрастаясь вперед и вверх, создает устойчивую и пластически завершенную форму. Для росписей игрушки характерны простейшие формы орнамента: вертикальные ряды разноцветных горошин, чередование полос и клеток, круги солнца с гармоничными или контрастными сочетаниями красок. Создавая живой образ, она передает все показания внешнего мира, одновременность состояний в природе, в жизни: движения и покоя, сложности и простоты, симметрии и асимметрии и т.д.

Каждая отдельная дымковская фигурка несла в себе яркий образ-тип, конкретный и в то же время собирательный, увиденный в жизни и отраженный условным светом игрушечного мира, где любой персонаж становится оправданным и убедительным. Растворенная во множестве отдельных экземпляров сила образной выразительности возрастала в общей массе игрушек, из которых составлялись композиции и группы. Дымковская игрушка не повторяла, а обогащала жизнь, вводила в такой мир, в который без нее мы бы никогда не попали, который не пригрезится и во сне. Мастера не задавались целью рабски точно повторить неповторимую жизнь, они передавали самую суть вещи, утверждали свои смелые законы композиции, формы и цвета.

Задача игрушки - радовать и обогащать дух. И в большинстве мастеров народного искусства горит самый подлинный дух больших художников.

Они живо воспроизводили сцены окружающей действительности: танцы, гуляния, катание в лодках, темы народного быта. С теплотой, искренностью и смелостью они создавали образы, меткие, как народный язык.

Конечно, игрушка менялась во времени, отражая его в недрах своих строгих канонических форм. Канон в народном искусстве, в том числе и дымковском, - это не оковы для творчества, а своего рода необходимая школа профессионализма, закон его условного языка. Поэтому путь к высокому мастерству в дымковской игрушке лежит и поныне через постижение канона, свободное владение им.

Мастерицы дымковской игрушки изучали, хранили и передавали следующему поколению традиции этого древнего искусства, но одновременно привносили свою систему образов-типов.

Общение с мастерицами, работы которых находятся в Русском и Этнографическом музеях, помогло Марине Бусаревой понять, что именно вдохновляет их на создание произведений, и как знание ремесла переходит в духовно-творческий процесс создания народного искусства.

Рассказ одной из мастериц, Людмилы Докиной, особенно ярок.

Она читала своему сынишке сказку "Аленький цветочек". Обратила внимание на иллюстрации - придуманные художником волшебные цветы - и поняла, что они не совпадают с идеей сказки. Задумалась о том, что такое аленький цветочек? Как он выглядит? И вдруг представила себе траву-мураву, которая растет на каждом пригорке, вспомнила, что трава эта цветет один миг, и в цвете ее распускается маленький аленький цветок-четырехлисгник. Таким образом, мастерица нашла образ-символ, который и лег в основу ее творчества.

Уникальность этого вида народного искусства в том, что его развитие подобно могучему древнему символу - Древу жизни, из корней которого растет мощный ствол этого искусства. Несущая в себе информацию о непреходящих человеческих ценностях, игрушка, да и все виды русского народного искусства органично соединились с православием.

Многие русские классики-живописцы обращались в своем творчестве к народному искусству.

Виктор Васнецов, изучая в абрамцевском кружке народное древнерусское искусство, придавал большое значение изучению народного орнамента, пытался найти и воплотить в жизнь изобразительный язык, адекватный народному и национальному духу и соответствующий языкам других видов искусства. Перед Васнецовым стояла задача не только эстетическая, но и нравственная, социальная, религиозная. Он мечтал о воссоздании коллектива древних мастеров - мастеров "художника и толпы". Он ратовал за единство функционального и эстетического, ставил задачу ликвидации разрыва между станковым и прикладным искусством. Характерно сохранившееся в воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности, высказанное им уже в конце жизни: "Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уж от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта".

А вот высказывание еще одного русского мастера, Михаила Врубеля: "И опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и орнаменте. Эта музыка цельного человека..."

В натюрмортах, портретах, пейзажах Марины Бусаревой орнамент присутствует не только в изображении, он лежит в основе композиции работ. Орнамент - это архетипические формы. Он создает идею движения через простые геометрические формы: прямую, круг, квадрат, треугольник. Но одновременно с тем он статичен. Разница тона, цвета и его отношений может в двухмерной плоскости создавать иллюзию трехмерного пространства. Цветовые отношения, создающие пространство, поддерживает геометрия орнамента. Она создает "конвертность" пространства, которая является основой и целью изучения перспектив, дает возможность изменения объема и масштаба изображения - от микромира к макромиру и наоборот. Свойства орнамента позволяют создавать подвижный ассоциативный образ, где цветок превращается в солнце, солнце в озеро, озеро в небо, небо в землю, основа формы - круг. Форма может иметь общий цвет - золотой.

С детства соприкасаясь с миром народных ремесел, обучаясь росписи, резьбе по дереву, Марина Бусарева осознавала значимость и волнующую силу народного искусства. Она отражала разные аспекты народного искусства, познавая его основы от ремесла до сути. Проявление этого интереса нашло свое выражение в станковой картине.

Михаил Телехов

 

назад наверх первая страница поиск английская версия
Просмотр личностей по рубрикам
Общий список личностей
Почетные граждане города
Питерцы в мире
Нобелевские лауреаты
Питерцы в столице
Питерцы в веках
Ссылки на другие ресурсы
Информация о проекте
Отзывы о проекте
Контактная информация

«Похождения либреттиста»

Книга
Юрия Димитрина

Колонка Редактора

Помандрес
Владимира Шали


Наша реклама

Администрация Санкт-Петербурга

Web-услуги в Санкт-Петербурге


1998-2013 © Агентство "Информационные ресурсы"