27 января 1992 года состоялся первый вечер культурно-просветительского цикла «Вечера на Фонтанке» – одной из программ Общественного объединения «Институт Петербурга». Этот цикл существует и по сегодняшний день.
Идея цикла – проследить взаимное влияние и, если можно так выразиться, воэдействие друг на друга города, в данном случае – Петербурга, и живущих в нем людей.
Адресная привязка позволяет как бы «развесить», закрепить образ на конкретном объекте и, тем самым, заставить заговорить его при последующих встречах.
Основная же задача цикла – рассказать о культурной жизни Петербурга, как составной части культурной жизни России и взаимосвязи русской культуры с культурой других стран и народов, т.е. показать единство культурного пространства. КУЛЬТУРА здесь рассматривается как общее достояние всего человечества, результат его духовной жизни на протяжении всей истории, отнюдь не исключая существования разнообразия региональных и национальных культур.
С сезона 1999/2000 года цикл этот, оставаясь в рамках единой программы «Из истории петербургской культуры», разделился на два – собственно «ВЕЧЕРА НА ФОНТАНКЕ» и «ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЮЖЕТЫ».
«Вечера на Фонтанке» – некое «действо», в котором, кроме ведущих, с первого дня участвуют: концертмейстер – лауреат международного конкурса Наталья Платонова, непрерывно находящаяся за роялем, и дающая нужную музыкальную тональность, и камерный вокальный ансамбль «Монплезир» под художественным руководством доцента Университета культуры Виталия Ровнера.
В «действе» принимают участие и исполнители: чтецы, вокалисты и инструменталисты, среди которых в различные годы и в различных вечерах выступали лауреаты международных конкурсов и солисты петербургских оперных театров, консерватории и филармонии.
В цикле «Петербургские сюжеты» в качестве иллюстративного материала используются видеозаписи. Включение видео-сопровождения дает возможность поддержать рассказ видеорядом – показом картин художников, о которых идет речь, интерьеров дворцов и особняков, городских пейзажей.
«Вечера на Фонтанке» и «Петербургские сюжеты» – программы авторские, дающие возможность предложить свой взгляд на рассматриваемые вопросы, темы которых выбираются, исходя из собственного интереса. И слушателям предлагается поразмышлять о том, что они слышат и согласиться или не согласиться с ведущими.
Авторы и ведущие, Маргарита Яковлевна и Владимир Борисович Айзенштадты, познакомят Вас с малоизвестными страницами петербургской культуры на основе своей многолетней работы по изучению материалов, связанных с историей Петербурга. Рассказ их сопровождается музыкой и фрагментами литературных произведений XVIII-XX веков. Все это создает атмосферу, в которой живое общение авторов со слушателями позволяет наиболее полно передать ту обстановку, те условия, в которых происходило то или иное событие.
За пятнадцать сезонов существования этой программы накоплен и представлен слушателям большой материал, многие темы которого отдельными очерками (и даже циклами) звучали на радио России, публиковались на страницах петербургских газет и в журнале «Нева», докладывались на научных конференциях и международных фестивалях.
Ниже приводится аннотированное оглавление предложенных за эти годы сюжетов.
I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОМА ДЕРЖАВИНА
Это рассказ о музыкальной и интеллектуальной жизни дома Г.Р. Державина, поэта и государственного деятеля. Его дом и сад на Фонтанке, 118 – одна из немногих, сохранившихся в центре Петербурга, усадеб XVIII века, созданная архитектором Н.А. Львовым.
II. КОРНЯМИ ИЗ ДЕРЖАВИНСКОГО ДОМА. ПОТОМКИ НИКОЛАЯ ЛЬВОВА.
О потомках Н.А. Львова – архитектора и художника, музыканта и поэта, воспитывавшихся в доме Г.Р. Державина, о вкладе этой семьи в развитие культуры страны и, особенно, о художнике В.Д. Поленове – правнуке Н.А. Львова.
III. НА СВОБОДЕ !....
О послелицейском периоде жизни А.С. Пушкина, когда он жил в доме Апраксина на канале Грибоедова, 174 и в доме Клокачева на Фонтанке, 185, о его друзьях и недругах, о литературной и политической атмосфере Петербурга этого времени. О посещениях им театров, «чердака Шаховского», об общении с А.Н. Олениным, знакомстве с А.П. Керн, вечерах у Лавалей – о том, что произошло в эти годы и, так или иначе, нашло отражение в последующем творчестве поэта.
IV. АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ТУРГЕНЕВ
Об А.И. Тургеневе, одном из замечательнейших людей первой половины XIX века, старшем друге А.С. Пушкина, содействовавшем поступлению его в Царскосельский Лицей, и на долю которого выпала горькая участь проводить Пушкина в последний путь в Святогорский монастырь. Тургенев был автором «Хроники русского», человеком, активно устанавливавшим связи русской и европейской культур. Его квартира была в доме №20 на Фонтанке.
V. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕТРЕ АНДРЕЕВИЧЕ ВЯЗЕМСКОМ
О поэте и государственном деятеле, друге А.С. Пушкина, Карамзина, Жуковского, одном из наиболее ярких и последовательных русских либералов.
VI. «DEUS CONSERVAT OMNIA – БОГ СОХРАНЯЕТ ВСЕ»
Это девиз семьи Шереметевых, которые, породнившись с семьей Вяземских, сохранили и продолжили культурные традиции этого рода. Об усадьбе Вяземских Остафьеве, названной А.С. Пушкиным «Русским Парнасом». Об организации Общества Любителей Древней Письменности, которое ставило себе целью издавать славяно-русские рукописные памятники, и повременного издания «Памятники древней письменности» и Древлехранилища. Об устройстве, а затем и открытии первого в России музея А.С. Пушкина в Остафьеве – усадьбе Вяземских, а затем Шеремтевых.
VII. ВСТРЕЧА В САЛОНЕ КАРАМЗИНЫХ. КНЯЖНА АННА АБАМЕЛЕК
О встречах в доме Карамзиных, два адреса которых на набережной Фонтанки были центром притяжения образованных людей России. О семье Абамелек, Лазаревых и Баратынских.
VIII. ВЕЧЕР У ПОЭТА КОЗЛОВА
Об известном поэте И.И. Козлове – авторе перевода стихотворения Томаса Мура «Вечерний звон». О музыкантах, поэтах и художниках, собиравшихся у него в доме, среди которых были и А. Мицкевич, и В.А. Жуковский, и М. Шимановская, и Г. Зонтаг, и П.А. Вяземский, и многие, многие другие.
IX. ВО ДВОРЦЕ КНЯЗЕЙ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ
О малоизвестных страницах культурной жизни дворца – от князя А.М. Белосельского-Белозерского, корреспондента Канта, Вольтера и Руссо, до княгини Ольги Орловой, героини портрета В. Серова.
X. ПЯТНИЦЫ ПОЛОНСКОГО
О знаменитых во второй половине XIX века вечерах у поэта Я.П. Полонского. Один из интереснейших периодов их существования – с 1879 по 1883 год, приходился на время, когда семья Полонских жила в доме 24 на Фонтанке. Об участии его в открытии в 1800 году памятника А.С. Пушкину в Москве и о людях, бывших друзьями гостеприимного дома Полонских.
XI. СЕМЬЯ ПОЛОНСКИХ
О Якове Полонском – поэте и художнике и о Жозефине Полонской – скульпторе, авторе памятника Пушкину в Одессе, о большой дружбе, связывавшей их с И.С. Тургеневым и А.А. Фетом.
XII. ВОКРУГ ВЫСТАВОК ВЕРЕЩАГИНА
О художнике, одна из наиболее громких выставок которого прошла в залах дома 24 на Фонтанке. В 90-х годах XIX века, по утверждению А.Н. Бенуа, «за границами России из русских художников только его и признавали...», об общественном резонансе на все его творчество в России и Европе.
XIII. СТРАНИЦА ЛЕТОПИСИ МИХАЙЛОВСКОГО ЗАМКА
О событиях, происходивших в Михайловском замке, оценка этих событий в оде «Вольность» А.С. Пушкина и об опере «Борис Годунов», написанной Мусоргским в стенах этого замка.
XIV. АНТОН РУБИНШТЕЙН
О блестящем пианисте-виртуозе, замечательном композиторе, педагоге и организаторе Императорского Русского музыкального общества и Петербургской консерватории, жившем одно время «на Фонтанке, у Семеновского моста, в доме Кандаурова», ныне №96.
XV. БРАТЬЯ РУБИНШТЕЙНЫ И РОССИЙСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
О становлении прфессионального музыкального образования в России, о трудностях, с которыми столкнулись замечательные музыканты и организаторы этого дела Антон Рубинштейн – в Петербурге и Николай Рубинштейн – в Москве.
XVI. «ОСОБНЯК ГРАФИНИ КАРЛОВОЙ»
Об истории особняка на набережной Фонтанки, 46, начиная с XVIII века, об интересных и почти забытых его хозяевах еще до того, как в него переселились потомки в.к. Михаила Павловича и в.к. Елены Павловны, освободив Михайловский дворец для устройства в нем Музея Александра III (Русского музея), и о жизни в нем уже при них.
XVII. В ВЕЛИКОСВЕТСКОМ САЛОНЕ Ю.Ф. АБАЗА
О салоне жены государственного чиновника А.А. Абаза – Юлии Федоровны. Об истории первой постановки оперы Чайковского «Евгений Онегин» в особняке Абаза на Фонтанке, в доме №23. О дворе в.к. Елены Павловны, где Юлия Федоровна до замужества была певицей, а концертмейстером – А. Рубинштейн, о посещениях А.С. Пушкиным салона в.к. Елены Павловны.
XIII. П.И. ЧАЙКОВСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ. НАЧАЛО ПУТИ.
О юношеских годах П.И. Чайковского, его учебе, осознании себя музыкантом, поступлении в консерваторию. О значении в его жизни Алексеевых – семьи тетки композитора, прекрасной певицы и об их связях с А.С. Пушкиным.
XIX. ЧАЙКОВСКИЙ. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПЕТЕРБУРГУ.
О периоде в жизни П.И. Чайковского, когда, по выражению Нины Берберовой: – «Из Москвы он вырос, как вырастают из старого платья. Зато к Петербургу вернулся душой...» В эти годы он жил на Фонтанке, в домах №28 и №19.
XX. ЧАЙКОВСКИЙ. В ЗЕНИТЕ СЛАВЫ.
О годах высшего творческого подъема П.И. Чайковского, о создании и постановке «Спящей красавицы», «Пиковой дамы», Шестой симфонии и т.д., когда он большей частью жил на Фонтанке, №24.
XXI. В УСАДЬБЕ ШЕРЕМЕТЕВЫХ
О Борисе Петровиче Шереметеве – первом фельдмаршале России, герое Полтавской битвы и Северной войны, в результате которой была основана новая столица – Санкт-Петербург. Об истоках его понимания культуры, о его потомках, которые внесли неоценимый вклад в культуру Петербурга, России и всего мира. Их особняк, всем знакомый «Фонтанный дом», является украшением набережной Фонтанки.
XXII. ХИМИК И МУЗЫКАНТ АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН
Об ученом, музыканте и общественном деятеле А.П. Бородине. О его дружбе со Стасовым и членами «Могучей кучки». О работе над оперой «Князь Игорь» и симфониями. О деятельном участии в создании Высших женских курсов. О работе в Медико-хирургической академи, о стажировке в Европе, о его дружеских отношениях с С.П. Боткиным, Д.И. Менделеевым, И.М. Сеченовым и др.
XXIII. КНЯГИНЯ ЗИНАИДА АЛЕКСАНРОВНА ВОЛКОНСКАЯ
О дочери князя А.М. Белосельского-Белозерского княгине Зинаиде Волконской. О встречах с ней Пушкина, о вечерах в ее доме в Москве и Риме.
XXIV. МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
О великом русском композиторе М.И. Глинке, многие страницы жизни которого, начиная с детства, были связаны с адресами на Фонтанке.
XXV. ХОЗЯЙКА МИХАЙЛОВСКОГО ДВОРЦА
О вюртембергской принцессе Фридерике-Шарлотте-Марии, русской Великой Княгине Елене Павловне, о роли ее в общественной жизни России и ее вкладе в русскую культуру.
XXVI. ВЕЛИКАЯ ГЕРЦОГИНЯ ВЕЙМАРСКАЯ – МАРИЯ ПАВЛОВНА
О дочери российского императора Павла I и ее роли в культурной жизни Веймара и становлении его «музыкальной Меккой Европы».
назад
наверх
первая страница
поиск
английская версия
|